Цитаты великих
Опрос посетителей
Stop It!: как выбраться из водоворота бесконечных дел
08.02.2017 — Карьерагроші Заробляй
крипту
Мы живем быстро – слишком быстро. А число неоконченных дел растет как снежный ком.
Мы предлагаем попробовать 10 способов справиться с вечным цейтнотом и напряжением.
"Уже третий час подряд я пялюсь в iPhone. Открыты шесть чатов в WhatsApp, еще парочка в Facebook, плюс параллельно несколько мейлов и SMS. Разумеется, я спешу и стараюсь набирать все эти сообщения с максимальной скоростью, перескакивая с одного на другое, возвращаясь то в одно окно, то в другое. Вы не подумайте, что я жалуюсь, – наоборот. Я ловлю от всего этого кайф. От ощущения востребованности, собственной эффективности (иллюзорной), от новых идей и от надежды, что еще чуть-чуть – и я все успею. Но это, увы, не так. На самом деле я не успеваю НИЧЕГО. Я не помню момента, когда последний раз уходила с работы или ложилась спать с чувством, что сделала хотя бы половину того, что нужно. Это относится как к мелким ежедневным делам, так и к глобальным планам. Я – наркоманка. Информационная. Зависимость от информации, которая вгоняет нас в ощущение вечного цейтнота из-за все меньшей способности концентрироваться и заканчивать начатые дела, – диагноз большинства людей, живущих в постиндустриальную эпоху."
Об этом, кстати, пишет известный английский психолог и бизнес-коуч Тони Крэбб в своем бестселлере «Как выбраться из водоворота бесконечных дел»:
"Мы живем в мире разрозненности и рассеянности. Осколки информации ежесекундно влетают в наше сознание, атакуя со всех сторон. Наше внимание разрывается между миллионами разных объектов и не успевает сконцентрироваться ни на одном из них. Мы постоянно сканируем окружающую среду в поиске новых раздражителей, перескакиваем с одного на другое, слышим вполуха и видим вполглаза. Мы привыкли, чтобы жизнь поступала в виде сухой выжимки, отношения существовали пунктиром, а дела решались в считаные минуты. Мы хотим жизнь, наструганную тонкими ломтиками, нам нужен кайф занятости".
Итак...
1.Разгружайте мозг
Вы когда-нибудь слышали о таком понятии, как эффект Зейгарник?
Крупнейший советский психолог Блюма Зейгарник путем многолетних исследований доказала: любые неоконченные дела будут неизбежно висеть над нами тяжким грузом. Так уж мы устроены.
А вот о делах завершенных мы мгновенно забываем. На эту мысль ученого натолкнуло наблюдение за официантами в кафе, которые всегда держали в голове заказы, которые они еще не обслужили, а выполненные не помнили напрочь.
Но мозг можно обмануть и тем самым немного разгрузить, создавая дополнительные хранилища информации.
Это может быть смартфон, ноутбук, мудборд или обычный блокнот.
Лично я до сих пор осознанно предпочитаю последний: когда пишешь от руки, мысли текут свободнее.
В общем, заведите место, где будете фиксировать и обновлять to do list, ценные мысли и идеи. Лучше, чтобы «помощник» был всегда под рукой.
2. Не планируйте лишнего
Тони Крэбб пишет о феномене «ошибки планирования».
Психологи не так давно доказали, что большинству из нас свойственно переоценивать свои силы – в первую очередь интеллектуальные возможности и усидчивость.
Поэтому, намечая дело, лучше отвести на него вдвое больше времени, чем кажется достаточным.
Это касается и встреч, и совещаний.
3. Регулярно делайте уборку. Генеральную
Это элементарный совет, но он стопроцентно работает. Когда мы избавляемся от ненужных вещей, неиспользуемых файлов, старых бумаг, то испытываем энергетический подъем и взлет самооценки. Мы как будто начинаем жизнь заново.
Как найти время для уборки? Возьмите за правило делать ее, например, раз в две недели.
Лучше стимулировать себя последующим вознаграждением – например, походом в ресторан.
Или хотя бы чашкой любимого имбирного латте. Ненавидите убираться? Отдайте это дело на аутсорсинг.
4. Отключите оповещения
В книге «БезУмно занят» Крэбб ссылается на недавнее крупное исследование, проведенное среди офисных работников.
Оказывается, большинство перескакивает с одного вида деятельности на другой каждые три минуты.
Эффективность от этого значительно падает – слишком часто меняя фокус внимания, мы быстрее устаем и успеваем аж на 40% меньше, чем если бы мы концентрировались на чем-то одном и при этом нас бы не отвлекали.
5. Поменьше перфекционизма
Это задача скорее философского характера. Когда меня окончательно накрывает груз неоконченных дел, я делаю глубокий вдох и мысленно спрашиваю себя: а ради чего я так напрягаюсь? Кому все это надо? Моему эго? Моей весьма требовательной маме?
Что в списке дел действительно важно, а что давно следует вычеркнуть? Помните: нельзя объять необъятное. Пусть это станет вашей мантрой.
А еще каждый вечер перед сном мысленно фиксируйте три позитивных вещи, которые сегодня случились. Это неплохо снимает стресс от обилия неоконченных дел.
6. Делайте паузы
Наше тело не приспособлено к тому, чтобы бесперебойно работать.
Оно рассчитано на смену периодов активности и пассивности: адреналиновая наэлектризованность и возбужденность должна в скором времени утихомириваться. Но мы на всех скоростях летим вперед.
И, нарушая естественную смену состояний, не даем себе восстановиться. Это приводит к аллостатической нагрузке – то есть преждевременному изнашиванию тела и ума», – пишет Тони Крэбб.
Австриец по имени Алекс Витасек, один из самых известных медиков Европы, практикующий модную сейчас Майер-терапию, когда я пожаловалась ему на гастрит, посоветовал мне... брать отпуск – каждый день!
Под отпуском он имел в виду обычный обед, но съеденный не за компьютером и не в спешке. И предпочтительно с последующей небольшой паузой.
Лучше всего 15-минутной прогулкой. Желательно в этот период не проверять почту и не отвечать на звонки.
Кстати, ученые доказали, что в те моменты, когда мы ничем (полезным) не занимаемся, наш ум работает гораздо эффективнее (не зря ценные идеи часто приходят во время прогулки или перелета).
Это состояние называется «сеть пассивного режима работы мозга», и оно жизненно необходимо.
7. Обдумывайте важные дела заранее
Над вами висит срочное и сложное дело, и вы не знаете, как к нему подступиться?
Специалисты советуют начать обдумывать его заранее – ненавязчиво, без внутреннего прессинга, уделяя этому не больше 20 минут в день.
Так как мозг не забывает неоконченные дела, у вас, когда вы наконец приступите к реальному выполнению, уже будет полезная заготовка – и дело начнет спориться.
8. Контролируйте дофамин
Наш мозг эволюционно заточен на поиск новизны. И как только мы получаем новую информацию (к ней относятся и сообщения в WhatsApp, и звонки), он выдает дозу вознаграждения – наступает «дофаминовый кайф».
И хочется еще! Но при этом возникает замкнутый круг: мы взваливаем на себя все больше дел и – опять ничего не успеваем.
Чтобы хоть как-то управлять зависимостью от дофамина, используйте, во-первых, богатые тирозином (необходимая для качественной работы мозга аминокислота) продукты: бананы, авокадо, миндаль, мясо птицы и кунжут.
Во-вторых, спорт и секс. В-третьих, достаточное количество сна.
А в-четвертых, выполнение полезных, но несложных задач. Когда мы ставим себе маленькую достижимую цель и успешно ее выполняем, уровень «гормона радости» заметно подскакивает.
9. Ловите поток
Главным экспертом по понятию flow («поток») является американский психолог с непроизносимым именем Михай Чиксентмихайи.
Очень рекомендую его книгу «Поток: Психология оптимального переживания». Несколько лет назад этот очень пожилой (прилететь на интервью из Калифорнии в Россию в 80-летнем возрасте – не шутка!), но невероятно обаятельный ученый лично раскрыл мне универсальный рецепт счастья.
Он рассказал, как входить в «поток» – то есть в то самое состояние «здесь и сейчас», которого мы все ищем и иногда-таки находим.
Это не дзен-медитация, хотя по сути похоже: речь идет об истинно творческом процессе, когда вы в контакте с собой, вас ничто не отвлекает – точнее, вы просто не в состоянии отвлечься, вы забываете обо всем...
Именно в потоке создаются гениальные произведения, в два счета выполняется сложнейшая работа, совершаются открытия. Как к этому прийти? Договариваться с собой.
Для начала – сознательно выделять важным делам достаточное количество времени и 100% внимания.
10. Сортируйте ваши контакты и расставляйте приоритеты
Британский антрополог Робин Данбар путем многолетних исследований пришел к выводу, что число социальных связей, которые человек может поддерживать без ущерба для психического и физического здоровья, не превышает 150.
При этом «ближний круг» не должен включать более 15 человек. Именно в такое число контактов (можно – меньше!) имеет смысл вкладываться.
Причем чем эмоционально глубже общение, тем чаще мы будем испытывать состояние счастья и удовлетворенности жизнью.
Даже при наличии бесконечного списка неоконченных дел.
Комментарии Оставить комментарий